Чему обучают ребёнка в детском саду
Ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой. Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.
В соответствии с ФГОС ДО при проведении оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики было выявлено, что не все дети знают цвета. Испытывают затруднения при определении, сравнении и объединении предметов по цвету. Поэтому и разработан проект «Разноцветная неделя» для детей второй младшей группы, который поможет в игровой форме познакомить детей с основными цветами. При реализации проекта, старалась создать условия, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого, интеллектуального процесса в котором дети получат возможность раскрытия и развития творческого личного потенциала, совершенствование сознания и эмоционального насыщения в процессе детско - взрослого взаимодействия.
Каждый день недели соответствует определенному цвету. Дети знакомятся с одним цветом и закрепляют его на занятиях.
Для поднятия эмоционального настроения каждого из детей предлагается одеться в цвет дня, и принести в детский сад предмет или игрушку этого цвета, а группа детского сада украшается соответствующего цвета. Деятельность детей в группе также подчинена определенному цвету.
Цель проекта: Закрепление всех основных цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.
Обучающая: Продолжать формировать умения различать основные цвета. Упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету. Обучать действиям с цветом по словесной инструкции. Тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету.
Развивающая: Развивать цветовое восприятие, внимание, воображение, наблюдательность, практические умения и навыки в продуктивных и творческих видах деятельности, умения видеть характерные признаки предметов. Развивать речь и словарный запас детей.
Воспитательная: Формирование художественно-эстетического восприятия детей дошкольного возраста. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира. Воспитывать умение работать аккуратно и коллективно.
Участники проекта:
- Дети 2-ой младшей группы
- Родители
- Воспитатель 2-ой младшей группы
Сроки реализации проекта: с 21.12 по 25.12.
Продукт проекта: Изготовление дидактических игр. Выставка рисунков «Цыпленок», «Ветка рябины», «Цветик семицветик», «Салют» и коллективной аппликации «Кораблик по волнам».
Ресурсы проекта:
- Игровая деятельность: (дидактические, настольные, подвижные).
- Наглядный метод (мультфильмы, картины, иллюстрации).
- Словесные методы (стихи, сказки, загадки).
- Практические методы (изготовление поделок, упражнения на дыхание, упражнения для мелкой моторики).
- Детское экспериментирование: (опыты с водой, наблюдения на прогулке).
- Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, изготовление поделок и пр.).
- Трудовая деятельность (в уголке природы, на участке).
Итоговое мероприятие: развлечение «Путешествие к разноцветным гномикам».
Планируемые результаты:
- дети запомнят цвета и смогут найти предметы заданного цвета.
- в процессе разнообразных дидактических игр дети научатся выделять цвет предметов и группировать их по сходству в цвете.
- проект даст большой толчок для развития детского творчества и воображения, повысится уровень связной речи.
- дети научатся взаимодействовать в коллективе, сотрудничать, уважать свой и чужой труд.
- у детей повысится активная жизненная позиция: будут интересоваться новым, задавать вопросы, проявлять самостоятельность и инициатива в разнообразных видах деятельности.
- закрепят умения рассматривать работы (рисунок аппликации) радоваться достигнутому результату.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность.
Живая природа - это удивительный, сложный, многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В силу своей занятости родители редко читают детям описательные рассказы, в связи с чем, дети имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, среде обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о животных, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого. Участие детей в проекте «Дикие животные нашего края» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, их особенностях жизни; развивать связную речь, творческие способности детей. Огромную роль в ознакомлении дошкольников с дикими животными имеет иллюстративно - наглядный материал, который помогает дать детям представление о росте и развитии животного, внешнем виде, как выживает животное в естественных условиях, чем питается, как приспосабливается. Расширить представления детей о диких животных можно просматривая видеофильмы, они могут дать возможность понаблюдать за животными в естественной среде, познакомиться с тем как идет естественный отбор и как опасна в лесу встреча с диким зверем.
Цель: систематизировать представления детей о диких животных Сердобского края, их детенышах, особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания.
Задачи проекта.
- Воспитывать уважение и любовь к животным леса.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать животный мир наших лесов.
- Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.
- Обогащать представления детей о многообразии признаков животных наших лесов.
- Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
- Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
- Активизировать словарь ребенка введением новых слов, понятий.
Предполагаемый результат проекта:
- подбор произведений художественной литературы о разных животных;
- накопление наглядного, дидактического материала;
- расширение знаний и представлений детей о диких животных; воспитание бережного отношения к природе, ее обитателям;
- вовлечение родителей в образовательный процесс.
Данный проект реализуется с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по формированию целостной картины мира, коммуникации и художественной деятельности. В ходе проведения проекта предполагается, что самостоятельная работа детей и совместная работа детей и взрослых (педагогов и родителей) поможет участникам проекта занять активную жизненную позицию в окружающем мире, быть более толерантными черезтеатрализованную деятельность, что будет способствовать их умственному, речевому и эмоциональному развитию, а также воспитанию необходимых нравственных качеств.
Введение:
Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях.
Сказка - это сфера чудес, нежный мир грёз и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснётся. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет. Сказка - это не просто развлечение, увлекающее ребёнка в волшебную страну грёз и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих.
Сказка – это ещё и верный друг, и мудрый воспитатель. Во времена наших предков сказки и былины были единственным способом обучения и развития ребёнка. Именно сказка выполняла познавательную, воспитательную, развлекательную функцию.
Благодаря сказке, рассказанной мудрым взрослым, ребёнок получал базовые понятия о морали и правилам поведения, понятия добра и зла.
К сожалению, в современном мире, с появлением телевидения и интернета, чтение книг и сказок втеснилось просмотром мультфильмов, он-лайн играми и виртуальным общением. Дети перестали читать народные сказки, отдавая предпочтение современным героям.
Современные родители всё реже читают сказки детям. А ещё недавно мамы и бабушки, при укладывании ребёнка в постель начинали рассказывать разные сказочные истории, суть которых заключалась в нехитрой житейской мудрости, то есть, другими словами русские народные сказки выступали своего рода инструментом социализации в современном мире.
Слушая сказку ребёнок постигал взаимоотношения людей, искал выход из трудных ситуаций и преодолевал различные трудности, но самое главное учился отличать добро от зла, верить в силу правды и справедливость, что было очень важно в моральном развитие ребёнка.
Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.
Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам- урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказывать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малыша от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Главной задачей при использовании в работе сказкотерапии является духовно – нравственное, экологическое, умственное, трудовое, гражданское воспитание, а также развитие творческих способностей детей.
Что такое сказкотерапия: Это воспитание и лечение сказкой; - Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
- Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
- Это процесс ресурсов потенциала личности.
Цель сказкотерапии:
Воспитание ценностных ориентиров посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.
Задачи сказкотерапии:
- Обучать положительному само отношению и принятию других людей;
развивать интерес к своей личности, раскрывать своё «Я», повышать
самооценку;
- Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его
месте в окружающем мире;
- Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;
В соответствии с требованиями ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей является развитие эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект - это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.